СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ


   С экономических позиций качество можно рассматривать как результат потребления или потребительской стоимости исследуемого объекта. Поскольку потребности в качестве того или иного объекта разнообразны, постольку это качество оценивается потребителями по-разному. Следовательно, с экономической точки зрения, важно знать, насколько качество соответствует потребности, иначе не всякое высокое качество – благо, т.е. между техническим и экономическим пониманием качества имеется противоречие. Оно носит диалектический характер и обуславливается дополнительной взаимосвязью производства и потребления объектов, поэтому целесообразно рассматривать совместно технический и экономический аспекты качества, тем более, что это важно при проведении оценки уровня качества. 

  В настоящее время работа по принципу «качество любой ценой» уже никого не может удовлетворить. Кроме того, важно, чтобы результаты деятельности предприятия в области качества выражались на языке высшего руководства – языке финансовых показателей. Поэтому одним из важнейших направлений деятельности предприятия становится управление затратами на качество. 

  Методы определения, планирования и учета затрат на качество являются важной составной частью TQM. Именно поэтому в стандартах ИСО серии 9000 версии 2000 г. этому вопросу уделяется особое внимание. 

  Однако изучение опыта показывает, что на многих российских предприятиях, имеющих сертифицированную систему качества, экономические методы управления качеством практически не используются. Это обусловлено в основном следующими двумя причинами: 

      1. Сложность решения на предприятиях проблемы классификации и обоснования состава статей затрат на качество; 

      2. Не разработана методология планирования и учета затрат.
 

  И действительно, система качества, в которой отсутствуют экономические механизмы обеспечения и улучшения качества, не может быть эффективной, что подтверждается мировой практикой и убедительно свидетельствует о том, что только организационными мерами обеспечить конкурентоспособность продукции невозможно.

 

доц., к.т.н. Борисова Е.В., доц., к.т.н. Одиноков С.А.